ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ. И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ К АНАЛИЗУ. И РАСЧЕТУ НАДЕЖНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

2.1. Выбор математического аппарата теории надежности

Сделанное выше определение надежности явно недоста­точно, так как оно носит лишь качественный характер и не позволяет решать различные инженерные задачи в процессе проектирования, изготовления, испытания и эксплуатации авиационной техники. В частности, оно не позволяет решать такие важные задачи, как, например:

— оценивать надежность (безотказность, восстанавливае­мость, сохраняемость, готовность и долговечность) существую­щих и создающихся новых конструкций;

— сравнивать надежность разнотипных элементов и си­стем;

— оценивать эффективность восстановления неисправных самолетов;

— обосновывать планы ремонта и состав запасных частей, потребных для обеспечения планов летной работы;

— определять объем, периодичность, стоимость выполне­ния подготовок к полету, регламентных работ и всего комп­лекса технического обслуживания;

— определять затраты времени, снл и средств, потребные для восстановления неисправных технических устройств.

Трудность определения количественных характеристик на­дежности вытекает из самой природы отказов, каждый из ко­торых является результатом совпадения ряда неблагоприят­ных факторов, таких, как, например, перегрузки, местные отклонения от расчетных режимов работы элементов и си­стем, изъяны материалов, изменение внешних условий и др., обладающих причинными связями разной степени и разной природы, вызывающих внезапные концентрации нагрузок, пре­вышающих расчетную нагрузку.

Отказы авиационной техники зависят от многих причин, in поддающихся предварительной оценке с точки зрения их чычимости как первостепенные или второстепенные. Это по — чюляет рассматривать число отказов и время их появления 1 качестве случайных величин, т. е. величин, которые в зави — пмости от случая могут принимать различные значения, при — м ыранее неизвестно какие именно.

Установление количественных зависимостей классически — III методами при такой сложной ситуации практически не — 1к 11 можно, так как многочисленные второстепенные случай­ные факторы играют такую заметную роль, что выделить пер­вое м’пенные, главные факторы из множества других нельзя. Кроме того, применение только классических методов ис — ’ ледования, основанных на рассмотрении вместо явления его прощенной и идеализированной модели, построенной на учете. ишь главных факторов и пренебрежении второстепенными, всегда дает верный результат.

Полому для изучения таких явлений в настоящее время при достигнутом уровне развития науки и техники лучшим обрн юм могут быть использованы теория вероятностей и ма — | емн і нческая статистика — науки, изучающие закономернос — III в случайных явлениях и в некоторых случаях хорошо до — IIі>’111)110111110 классические методы.

К цоегоннетнам этих методов следует отнести следующие і рн обе юя гельегна:

І) сіаіін’іірнч’кііе методы, не раскрывая индивидуальных її и причин пі лглыюго отказа, устанавливают вместо

……… і. і рvniiiiiHи о pc iyиі. і.іга массовой эксплуатации с

• mill…………. (ІКНІМО (игрой І носімо) в УСЛОВИЯХ

"• in in hi • і " її і ими ‘іпм і причин;

‘ І "і ими ) ні і •ii’ii kii методов полученные резуль-

1 •» ……… і і ими поиски м подои соответствуют всему

1 .. пік» pcarn. in. iK уїловин эксплуатации, а не той или мі шріїїНініїоїі и сильно упрощенной схеме; м І..І основании массовых наблюдений за появлением от­ит і і. июни і ся возможным выявить общие закономерности, инженерный анализ которых открывает путь для повышения ПНДІ кносш авиационной техники в процессе ее создания и но иержанни на заданном уровне в процессе эксплуатации.

Указанные достоинства этого математического аппарата делают его пока единственно приемлемым для исследования допросов надежности авиационной техники. Вместе с тем, в практике следует учитывать специфические ограничения, при­зі

сущие статистическим методам, которые не могут дать ответа на вопрос, будет ли данное техническое устройство функциони­ровать безотказно на протяжении интересующего нас периода или нет. Эти методы дают возможность только определить ве­роятность безотказной работы того или иного экземпляра авиационной техники и оценить риск того, что за интересую­щий нас период эксплуатации произойдет отказ.

Выводы, полученные статистическим путем, всегда опира­ются на прошлый опыт эксплуатации авиационной техники, а поэтому оценка будущих отказов будет строгой лишь при до­статочно точном совпадении всего комплекса условий эксплу­атации (режимы работы, условия хранения).

Для анализа и оценки восстанавливаемости и готовности авиационной техники к полету также применяют эти мето­ды, используя закономерности теории массового обслужива­ния и особенно некоторые разделы теории восстановления.